Wednesday, October 8, 2014

РУССКИЙ ЯЗЫК В2.1

8.10.2014   В2.1

К следующему уроку - Склонение существительных на -мя (ксерокопии). Задания приводятся ниже. .
                                   9.10.2014  будет ТЕСТ 2!

 Склонение существительных на -мя (средний род)

Десять существительных среднего рода оканчиваются в именительном падеже единственного числа на -мя: имя, знамя (lipp), время, пламя (leek), племя (suguharu), темя (pealagi), вымя (udar), семя, бремя (kandam, raskus), стремя ( sadulaalus).
Слова вымя, пламя, темя употребляются только в единственном числе.
При склонении имён существительных на -мя во всех падежах единственного и множественного числа перед окончанием появляется сочетание -ен-(-ён).
Исключением является форма родительного падежа множественного числа в двух словах, где появляется сочетание -ян-: семя - семян, стремя - стремян.


Падежи и вопросы
Единственное число
Множественное число
И. п. что?
Имя
знамя
имена
знамёна
Р. п. чего?
Имени
знамени
имён
знамён
Д. п. чему?
Имени
знамени
именам
знамёнам
В. п. что?
Имя
знамя
имена
знамёна
Т. п. чем?
Именем
знаменем
именами
знамёнами
П. п. о чём?
об имени
о знамени
об именах
о знамёнах

Задания

1. Что нового вы узнали из этого текста об ономастике и переносном (ülekantud tähenduses) употреблении слова «имя»? Обратите внимание на употребление слова «имя», допишите окончания.

     Наука о собственных имен ...... называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом «онома» - имя. Отрасли (teadusharu) ономастики, посвящённые изучению отдельных разрядов (liik) имён......также имеют свои особые названия.  
     Имен ...... людей – часть истории народов. В них отражаются (kajastuma) быт (olme), верования (usud), чаяния (lootus), фантазии и художественное творчество народов, их исторические контакты. Ряд работ посвящён истории и современному состоянию  (seisund) русских имён ...... Однако популярных книг о русских имен ...... недостаточно. Между тем интерес к русским имен ...... растёт.
        Имен ...... личные имели все люди во все времена во всех цивилизациях. Любое слово, которым именовали человека окружающие, начинали воспринимать (vastu võtma) как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать имен ...... Роль личного имен...... в жизни человека очень велика. Каждого человека можно назвать по имен ......, поэтому все его хорошие или плохие поступки (tegu) делаются достоянием гласности (avalikusele teatavaks) благодаря имен ...... Отсюда возможность (võimalus) переносного употребления слова «имя». Говорят, «у него доброе имя» или « не позорь (häbistama) моего имен......» и т.д. , имея в виду: «он хороший человек» или « не позорь меня».

 (А.Суслова, А.Суперанская. О русских именах)


2. Прочитайте текст и скажите, какие мысли представляются вам наиболее интересными. Обратите внимание на употребление слова «время», допишите окончания.. Расскажите, как вы распределяете (jaotama) своё время? Успеваете ли вы выполнять намеченное (kavandatud)?

     Время – традиционная проблема психологии. О врем…… существует огромная (hiigelsuur) литература, философская, историческая. Об утраченном (kaotatud) врем…… пишут учёные и поэты.
     Что знает о нашем чувстве врем…… современная психология? Современные скорости (kiirused), необходимость сверхточной (ületäpne) ориентировки заставляют (sundima) человека тренировать «чувство врем……».
     Существовала ли подобная проблема прежде? Лишь в ХVI веке появилась на часах секундная, минутная стрелка (kellaosuti). Не только минута, час как отрезок (ajalõik)  врем…… не воспринимается (vastuvõetav). Вплоть (kuni) до нового врем…… точность чужда (võõras) сознанию (teadvus) человека.
     Существуют гипотезы, утверждающие, что мы приспосабливаемся (kohanema) ко врем…… только потому, что жизнь построена на повторяющихся вещах – об этом писали уже в начале ХХ века. Повторяемость (korduvus) компенсирует нам необратимость (pöördumatus) жизни. Она же помогает нам освобобождаться (vabanema) от пережитого (üle elatud) и мысленно (kujuteldav) путешествовать во врем…… Значит -  это психологическая защита (kaitse).
       Исследователи разных психологических школ приходят к выводу: чтобы владеть врем……, надо уметь владеть самим собой. Время – это драгоценная (väärtuslik) возможность (võimalus) осознать (mõistma) самого себя, свой внутренний мир, ресурсы своей личности.
                                                                                                           (По Г.Башкировой)

No comments:

Post a Comment