Friday, September 4, 2020

В2.1

3.09.2020

На уроке было  - род существительных; -Ь знак в русском языке.

К следующему уроке  -  Правописание слов с буквой мягкий знак (Ь).
 - Ь знак в упражнениях (см ксерокопии) + правила:

NB! Наши учебники:
                                                                                                                                                      Вознесенская И.М, Гончар И.А, Попова Т.И, Федотова Н.Л. "Русское поле".
Книга для студента. Часть1.

Раудла Е, Мальцева-Замковая Н, Моисеенко И. "Проверь себя! Тестовый практикум по русскому языку как иностранному. В2".

ЗАПОМНИТЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)!

1.      Буква мягкий знак (Ь) пишется в конце имён существительных после мягкого согласного.
Имена существительные мужского рода: голубь (tuvi), день, автомобиль, деятель (tegelane), зверь (loom), писатель, парень, рояль, рубль, учитель.
Имена существительные женского рода: кровь, кровать, лень, любовь, медаль, память (mälu)боль (valu)дверь.

2.      Буква мягкий знак (Ь) пишется в середине слова после мягкого согласного:
а) Имена существительные:борьба (maadlus), резьба (nikerdis), мальчик, письмо, альбом, бульвар, фильм, печенье, кольцо, бельё (pesu), семья.
б) Имена прилагательные: больной, большой, сильный, маленький, довольный (rahulolev), серьёзный (tõsine)начальный.
в) Глаголы: возьму, возьмёшь, возьмёт, возьмёте, возьмут; вылью, выльешь, выльет, выльем, выльете, выльют; бью, бьёшь, бьёт,бьём, бьёте, бьют.
г) Числительные: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят; шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот.

3.      Буква мягкий знак (Ь) пишется в конце глаголов:
а) с суффиксом –ть (инфинитив): кричать, молчать, работать. петь, собирать;
б) с суффиксом –сь: берегись, моюсь, улыбаюсь, остановись, займись.

4.      Буква мягкий знак (Ь) пишется после шипящих согласных:
а) в неопределённой форме глагола: беречь, лечь, стеречь (valvama);
б) в глаголах 2 лица ед.ч.: поёшь, работаешь, сидишь, читаешь;
в) в глаголах повелительного наклонения: режь (lõikama), спрячь (peitma), ешь;
г) в конце имён существительных: ночь, дочь, рожь (rukis), помощь:
д) в косвенных падежах местоимений: чьего, чьему, чья, чьё, чьим, чьей, чьими.

5. Буква мягкий знак (Ь) пишется в конце числительных: восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать.

УПОТРЕБЛЕНИЕ МЯГКОГО  ЗНАКА (Ь)

1. Перепишите, вставляя вместо точек, где это нужно, букву Ь.

1. Она села за пис…менный столик. 2. Не откажите мне в моей прос…бе. 3. Это пис… мо пришло сегодня. 4. Каждый ден...  почтал… он приносит газеты и журналы. 5. У меня хорошая сем…. я. 6.  В бол… ницу приехала скорая помощ...  и привезла тяжелого бол… ного. 7. Моя мать учител… ница. 8. Скол… ко столов в аудитории? 9. Сегодня в газете появилась интересная  стат… я. 10. Мне надо выполнить нескол… ко заданий.  11. По телевизору показывали  мой любимый фил… м. 12. В контрол … ной  работе было много ошибок. 13. В читал… ном зале много книг. 14. Это был положител… ный результат. 15. Мне нравятся сил … ные и сер… ёзные мужчины.

2. Вставьте слова в текст.

1. В лесу росла ………. 2.  Мальчик с аппетитом ……… апельсин. 3. Мой ……….. очень любит …………. книги в библиотеке. 4. На стене висит ……… 5.  Весёлая ……….. 6. У нас ……. телефон. 7. Кошка  …… рыбу и пьёт молоко. 8. Возьми   ……. и пиши. 9. Корабль сел  на  ……… 10. ……. город  вышел на площадь. 11. Узнай ……. этого чемодана.

Слова для вставки:  ест, есть; ел, ель; полка, полька; брат, брать; весь, вес; мел, мель(madalik)

3. Вставьте Ь знак.

1. Всем надо береч …. природу. 2.  Что ты  делаеш… завтра? 3. Мне нравится пет….  в хоре. 4. Еш…. быстрее! 5. Утром я моюс…., п…. ю кофе, ем бутерброды и иду на лекции. 6. Воз…. ми с собой книги, не забуд …..! 7. Исправ…. те ошибки в тексте! 8. Приготов…. тес….  к старту!

4. Переведите.

1. Kelle raamat see on? 2. Kelle asjad on siin? 3. Kelle mantel  jäi siia?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Напишите данные цифры словами.

11, 12, 20, 30, 5, 50, 6, 7, 70, 80
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

6. Напишите данные цифры словами.
  
                        От 5 до 20 и 30 – Ь знак всегда в конце слова
                        От 50  до 80; от 500 – 900 - Ь знак всегда в середине слова

8 + 70 = 78 ……………………………………………………………………………………………….
17 +70 = 87 ………………………………………………………………………………………………
  6 + 16 = 22 ……………………………………………………………………………………………..
50 + 11 = 61 ……………………………………………………………………………………………..                   
60 – 7 = ………………………………………………………………………………………………….
13 – 4 = …………………………………………………………………………………………………
80 – 8 = ……………………………………………………………………… …………………………

 7.  Заполните пропуски необходимыми окончаниями. При выполнении задания используйте словарь.

Я больш .......   фотограф – любитель и по профессии школьн .......  учитель. Мне нравится фотографировать природу. Моё любим .......  время года – золот .......  осень.  Мой любим .......  месяц -  разноцветн .......  октябрь. Вот мои фотографии. Здесь разные звери: сильн .......  лось, красив .......  олень, бур ....... медведь  и осторожн .......  рысь. А здесь разные птицы: бел .......  лебедь и дик .......  гусь. Здесь разные деревья: высок ....... ель, красив .......  ясень, стар.......  дуб, а рядом с ним сломанн .......  ветвь. У меня в руках коричнев .......  жёлудь. Мне нравится люб .......  погода: солнечн .......  день и сильн ....... дождь. У природы нет плохой погоды. Я люблю грибы и мой любим .......  гриб – жёлт .......  груздь. А это мой син .......  автомобиль. В багажнике всегда лежат удобн ....... обувь, полев .......  бинокль и необходим .......  инвентарь. На автомобиле я всегда езжу в лес. В лесу быть – огромн .......  радость!

8.  Составьте предложения с мягким знаком (10).

No comments:

Post a Comment